Прима-балерина Большого театра и миланского «Ла Скала», народная артистка России, лауреат Госпремии РФ Светлана Захарова побеседовала с корреспондентом «АиФ».

Ольга Шаблинская, АиФ.ru: В СССР важных иностранных гостей обязательно вели на «Bolshoi ballet». Это была визитная карточка страны. Остался ли балет Большого национальной гордостью и сегодня?

Светлана Захарова: Остался. Спектакли, как и прежде, проходят на хорошем уровне, репертуар обширный от известных классических спектаклей до современных постановок. В театр трудно купить билеты, особенно на звездный состав. Хотя бывает, что люди предаются ностальгии и можно услышать: «Раньше было лучше, не то, что сейчас». Но пройдёт ещё некоторое время и уже следующее поколение будет говорить: «Вот в наше время…». Это закономерно. Всегда человек скучает по молодости, и кажется, что прошлые времена были интереснее, насыщеннее и лучше. Возможно, что-то и вправду было лучше. У каждого времени свои кумиры. Но Большой театр всегда был и остаётся гордостью страны. У нас великая школа, мощные традиции, и много ещё людей, которые эти традиции сохраняют и передают.

Страны, не имеющие балетного прошлого, вовсю догоняют Европу.

Светлана Захарова

— Где сейчас танцуют так же хорошо, как у нас?

— В странах, где есть традиционная балетная школа — Франция, Италия, Англия. Азия сейчас очень набирает обороты. Страны, не имеющие балетного прошлого, во всю догоняют Европу.

— Вы — сопредседатель жюри международного балетного приза «Benois de la Danse». В прошлые годы Захарова дважды получала заветную статуэтку. Что сложнее, Светлана? Самой участвовать в конкурсе или «жюрить»?

— Выбирать лучших очень трудно. Когда ты номинант, от тебя ничего не зависит: работа сделана, премьера станцована. Дальше уже всё зависит от вкуса судей. У жюри ответственность больше. Плюс к этому ещё и весь мир следит, кто номинирован, кто победит. Приз давно уже называют «балетным «Оскаром». Это действительно так. В мире существуют многие награды «Лучшая балерина», премии балетных журналов и т.п. Но вот подобного уровня международной награды, где оцениваются балерины и танцовщики, хореографы, композиторы и художники, больше нет.

— А лично вас, как балерину, чем привлекает фестиваль?

— Лично для меня «Benois de la Danse» интересен ещё и тем, что можно за короткое время «объять необъятное». Несмотря на то, что балетный мир достаточно узкий, всё равно ты не можешь проследить за всем, что было поставлено в театрах самых разных точек планеты. А благодаря фестивалю всегда знакомишься с чем-то совершенно новым.

5 уроков жизни от Коко Шанель: всегда — духи, никогда — лук

— Но Захарова и сама новатор. Скоро, например, станцуете историю жизни Коко Шанель. В балете такого ведь ещё не было.

— 22 и 23 июня на Исторической сцене Большого театра пройдет мой новый проект «Modanse». Который состоит из двух одноактных балетов: «Как дыхание» балет знаменитого итальянского хореографа Мауро Бигонцетти на музыку Генделя и мировая премьера балета «Gabrielle Chanel» в хореографии Юрия Посохова, на музыку Ильи Демуцкого.

Многие роли достаются большим трудом и терпением, то же я могу сказать о Шанель. Исполнять реальную героиню, женщину с невероятной историей жизни, которая жила, творила, любила и теряла, была успешной и в то же время одинокой непросто. Чтобы понять ее, найти нужный образ, я ездила в Париж, была в ее квартире. Читала ее автобиографию, смотрела фотографии и кино. Вникала в ее внутренний мир.

Балетные испытывают боль, начиная со школы. Я не знаю артиста, которого бы она обошла.

Светлана Захарова

— Майя Плисецкая рассказывала, что однажды сломала мизинец на руке, ударившись о партнёра. Палец повис, а она крутила фуэте… В балете боль становится частью существования?

— Да, потому что балетные испытывают боль, начиная со школы. Все движения, которые мы делаем, физиологически для человека неестественны. Я не знаю артиста, которого бы обошла боль, травмы. Балет — это не только красота и изящество, красивые пачки, цветы и аплодисменты. Это колоссальный труд, бесконечные репетиции, борьба с болью, ленью, весом. Но ко всему привыкаешь, и такая работа становится нормой для всех, кто посвятил свою жизнь этому прекрасному искусству.

Когда в балете появилась пачка и кто ее придумал?

— Балерины говорят, сейчас уже совершенно другие пуанты, не такие, как раньше. Есть даже пластиковые. А у вас какие балетные туфли?

— Я танцую в американских пуантах уже 8 лет. Они сделаны по новым технологиям и продолжают усовершенствоваться. Но идеальных пуантов ещё никто не придумал, поэтому когда я беру в руки новую пару, начинаю их готовить к репетиции. Пришиваю ленточки, резинки, что-то отрезаю и пришиваю, все делаю сама и через этот процесс пуанты обретают мою энергию. Когда их надеваю, они уже мои, прирученные, родные, готовые к работе.

— Наша великая балерина признавалась: пережив предательство любимого и сделав аборт, стала ярче исполнять Жизель, сошедшую с ума от измены возлюбленного. Как это можно объяснить?

— Жизнь меняет со временем любого человека. Ты приобретаешь опыт, испытываешь чувства, эмоции, которые трансформируются в твоих персонажах. Когда у артиста есть интересный жизненный опыт, богатый внутренний мир, на него всегда интереснее смотреть.

— Близкие, посмотрев ваш спектакль, могут устроить дома «разбор полётов»?

— Как правило после спектакля, ни мой репетитор Людмила Ивановна Семеняка, ни моя семья спектакль не разбирают. На следующий день в зале на репетиции с Людмилой Ивановной, мы обсуждаем, что было сделано хорошо, а чего не хватило. Я всегда прислушиваюсь к ее мнению и советам. Моя семья только поддерживает меня и оберегает.

«На сцене нужно быть поэтом!». Вадим Репин о музыкальной культуре

— Ваш супруг — известный скрипач Вадим Репин. Восхищаетесь им?

— Конечно! Я наслаждаюсь, когда Вадим играет, он гениальный скрипач, большое счастье слушать его!

— Так интересно — вы всегда такая сдержанная, а тут аж глаза вспыхнули!

— Правда, такое впечатление, что мы с Вадимом только вчера познакомились, хотя уже 10 лет вместе. То ли время так быстро пролетело, то ли мы его не заметили.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 × пять =